ПОЛОЖЕНИЕ «Об участии и аккредитации средств массовой информации при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» |
Утверждено постановлением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики от «28» июля 2015г. №84
Положение «Об участии и аккредитации средств массовой информации при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»
1. Общие положения 2. Участие средств массовой информации в информировании избирателей и иных участников выборов 3. Условия и порядок аккредитации средств массовой информации 4. Организация аккредитации средств массовой информации 5. Порядок работы корреспондентов иностранных средств массовой информации в период проведения выборов 6. Права и обязанности аккредитованных средств массовой информации 7. Ответственность аккредитованных средств массовой информации
1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение ««Об участии и аккредитации средств массовой информации при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее – Положение) регламентирует порядок и условия информирования избирателей и иных участников выборов, гарантии прав граждан на получение и распространение информации, участие и порядок аккредитации средств массовой информации в период подготовки и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 1.2. Целями настоящего Положения является укрепление демократических начал при подготовке и проведении свободных выборов в полном соответствии с международными избирательными стандартами и законодательством Кыргызской Республики, увеличение общественного доверия к избирательной системе и институту выборов, обеспечение информационных гарантий избирателей и иных участников выборов, обеспечение осознанного выбора избирателями и гласности выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Конституции Кыргызской Республики, конституционного Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" (далее - конституционный Закон о выборах), «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «О средствах массовой информации», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О мирных собраниях», иных законов и нормативных правовых актов, постановлений и решений Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Центральная избирательная комиссия).
2. Участие средств массовой информации в информировании избирателей и иных участников выборов 2.1. Средства массовой информации осуществляют информирование избирателей в соответствии с конституционным Законом "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», действующим законодательством и настоящим Положением и несут ответственность за достоверность информирования граждан. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики к средствам массовой информации относятся газеты, журналы, приложения к ним, альманахи, книги, бюллетени, разовые издания, предназначенные для публичного распространения, имеющие постоянное название, а также теле- и радиовещание, кино- и видеостудии, аудиовизуальные записи и программы, выпускаемые государственными органами, информационными агентствами, политическими, общественными и другими организациями, частными лицами (Закон Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» от 2 июля 1992 года N 938-XII). 2.2. Суть информирования составляют разъяснение избирательного законодательства Кыргызской Республики, особенностей его применения на конкретных выборах, оповещение участников избирательного процесса о сроках и порядке осуществления избирательного процесса, опубликование сведений о явке избирателей для участия в голосовании, а также сведений об итогах голосования и результатах выборов. 2.3. Средства массовой информации при обращении соответствующей избирательной комиссии должны публиковать следующие сведения: - составы и адреса (электронные адреса) избирательных комиссий; - решения избирательной комиссии по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, проведении повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии; - списки избирательных участков с указанием их границ и адресов; - сообщения о регистрации списков кандидатов с указанием ФИО, года рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы и жительства, списка кандидатов, отказе или отмены регистрации и т.д. 2.4. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенства политических партий, в них не должно отдаваться предпочтение какой бы то ни было политической партии. 2.5. Информирование избирателей средствами массовой информации, их должностными лицами и журналистами по собственной инициативе и от своего имени, также должно отвечать принципам достоверности, объективности и не должно нарушать равенство политических партий. Такое информирование предоставляет возможность политическим партиям доводить до сведения избирателей свои предвыборные программы; средствам массовой информации - предоставлять избирателям информацию по вопросам, имеющим общественный интерес, а также излагать свою точку зрения на избирательную кампанию. При этом материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации. 2.6. Средства массовой информации, не аккредитованные Центральной избирательной комиссией, вправе участвовать в информационном обеспечении выборов исключительно путем освещения официальной информации и информационных (новостных) сообщений, без признаков предвыборной агитации. В таких материалах может быть выражено собственное мнение редакции, журналиста в отношении деятельности избирательных комиссий, органов государственной власти и местного самоуправления, иных участников выборного процесса, а также политических партий. Сообщения о предвыборных мероприятиях должны даваться отдельным информационным блоком, без комментариев.
3. Условия и порядок аккредитации средств массовой информации 3.1. Аккредитация средств массовой информации и/или их представителей в Центральной избирательной комиссии осуществляется в целях всестороннего и объективного информирования средствами массовой информации хода подготовки и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 3.2. Отсутствие аккредитации не влечет ограничения прав средств массовой информации и их представителей, в том числе журналистов, установленных законодательством Кыргызской Республики. 3.3. Количество средств массовой информации и/или их представителей для аккредитации не ограничено. Количество представителей одного средства массовой информации на одном мероприятии, проводимого избирательной комиссией, определяется с учетом реальных возможностей их размещения в помещениях, в которых проводятся заседания и иные мероприятия избирательных комиссий, и не может превышать трех человек от одного средства массовой информации. 3.4. При назначении выборов, но не позднее 10 календарных дней после официального опубликования решения о назначении выборов, организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий должны опубликовать сведения о размере и других условиях оплаты за предоставление эфирного времени, печатной площади и представить данные сведения в Центральную избирательную комиссию. 3.5. Средства массовой информации, изъявившие желание принимать участие в предвыборной агитации должны в сроки, установленные в п. 3.4. настоящего раздела представить следующие документы: - уведомление о готовности участвовать в предвыборной агитации, в котором необходимо указать ФИО руководителя, координаты и контактные данные средства массовой информации; - копию свидетельства о регистрации средства массовой информации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики; - копию устава средства массовой информации (при наличии); - копию номера газеты, в которой опубликованы сведения о размере и других условиях оплаты за предоставление эфирного времени, печатной площади. Средство массовой информации также направляет список представителей средств массовой информации и иную информацию, содержащуюся в заявке в электронном варианте на электронную почту Центральной избирательной комиссии: press_slujba@shailoo.gov.kg, pressa@shailoo.gov.kg 3.6. Заявка на аккредитацию, не отвечающая предъявляемым к ней требованиям или представленная без необходимых документов, к рассмотрению не принимается. 3.7. Средства массовой информации, опубликовавшие указанные сведения после установленных сроков, к аккредитации в Центральной избирательной комиссии не допускаются.
4. Организация аккредитации средств массовой информации 4.1. Центральная избирательная комиссия в рамках организации аккредитации средств массовой информации: - своевременно оповещает и информирует средства массовой информации о сроках и правилах аккредитации средств массовой информации; - оказывает средствам массовой информации информационную и консультативную помощь по избирательному законодательству и правилах проведения аккредитации средств массовой информации; - осуществляет прием и регистрацию документов, поступивших от средства массовой информации; - размещает на официальном сайте Центральной избирательной комиссии список средств массовой информации, прошедших аккредитацию в Центральной избирательной комиссии и имеющих право участвовать в предвыборной агитации. 4.2. Решение об аккредитации средств массовой информации и/или их представителей принимается Центральной избирательной комиссией не позднее пяти календарных дней после завершения сроков представления документов, необходимых для аккредитации. 4.3. После принятия решения об аккредитации средств массовой информации и/или их представителей Центральная избирательная комиссия формирует список аккредитованных средств массовой информации и/или их представителей и размещает его на официальном сайте Центральной избирательной комиссии. 4.4. Избирательные комиссии в рамках создания условий для всестороннего и объективного информирования аккредитованными представителями средств массовой информации о ходе подготовки и проведения выборов: - оповещают средства массовой информации о дате и времени проведения заседаний избирательных комиссий; - обеспечивают допуск представителей средств массовой информации на заседания избирательных комиссий; - по запросу предоставляют копии протоколов избирательных комиссий и приложенных к ним документов; - по запросу заверяют копии протоколов об итогах голосования или о результатах выборов; - предоставляют специальные места аккредитованным представителям средств массовой информации для передачи оперативных сообщений в свои редакции с использованием технических средств связи; - по запросу предоставляют информацию, касающуюся решений, принятых избирательными комиссиями; - создают условия и определяют порядок осуществления фото-, видеосъемки в период подготовки к выборам и в день выборов; - организуют специальные брифинги, встречи, пресс-конференции, интервью и иные мероприятия для распространения информации; - по запросу знакомят с опубликованными информационно-справочными материалами.
5. Порядок работы корреспондентов иностранных средств массовой информации в период проведения выборов 5.1. Корреспонденты иностранных средств массовой информации для освещения хода подготовки и проведения выборов аккредитуются Центральной избирательной комиссией согласно заявке и при предъявлении свидетельства об аккредитации, выданного Министерством иностранных дел Кыргызской Республики в соответствии с Положением об аккредитации корреспондентов СМИ иностранных государств на территории Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 19 апреля 2000 года N 215. 5.2. Корреспонденты иностранных средств массовой информации, принимающие участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, действуют в соответствии с требованиями конституционного Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", законодательства Кыргызской Республики. 5.3. Корреспонденты иностранных средств массовой информации наделяются правами и обязанностями и несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Ограничения правового положения корреспондентов иностранных средств массовой информации устанавливаются законодательством Кыргызской Республики.
6. Права аккредитованных средств массовой информации 6.1. Аккредитованные средств массовой информации и/или их представители пользуются всеми правами в соответствии с законами КР «О средствах массовой информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «О гарантиях и свободе доступа к информации», иными законами и нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 6.2. Аккредитованные средства массовой информации и/или их представители имеют право: - присутствовать на заседаниях избирательной комиссии; - пользоваться средствами связи для передачи оперативных сообщений в свои редакции, другой техникой связи, установленной в специально отведенных для аккредитованных журналистов местах; - получать информацию, касающуюся решений, принятых избирательной комиссией; - осуществлять видео и фотосъемку в здании избирательной комиссии; - получать необходимую информацию в избирательной комиссии, в том числе на специально организуемых брифингах, встречах и пресс-конференциях; - знакомиться с предназначенными для публикации информационно-справочными материалами; - пользоваться содействием Центральной избирательной комиссии в организации встреч, интервью с членами избирательных комиссий. 6.3. При осуществлении профессиональной деятельности журналист имеет право: - собирать, анализировать и распространять информацию; - запрашивать и получать общественно-значимую информацию в государственных органах, органах самоуправления граждан, общественных объединениях, предприятиях, учреждениях и организациях; - получать доступ к документам, материалам и информации, за исключением тех, которые содержат государственную либо иную охраняемую тайну, а также информацию с ограниченным доступом; - проводить журналистское расследование; - распространять через средства массовой информации подготовленные сообщения и материалы за своей подписью либо под псевдонимом, выражать в них свое мнение; - производить в установленном порядке записи, в том числе с использованием технических средств; - присутствовать по предъявлению удостоверения журналиста на открытых заседаниях суда, на массовых мероприятиях, в том числе на митингах и демонстрациях; - обращаться к специалистам для проверки сведений, подготовленных к публикации; - отказаться от данного ему средством массовой информации поручения, если оно связано с нарушением закона; - отказаться от создания материала, если он противоречит его убеждениям; - сохранять тайну авторства; - не подписывать подготовленные им сообщение или материал, содержание которых, по его мнению, искажено в процессе редактирования, или требовать снятия их с печати (эфира); - требовать в судебном порядке компенсации морального ущерба, причиненного ему средством массовой информации, допустившим при публикации искажение предоставленной журналистом информации. Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством. Не допускается использование прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно-значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений. 6.4. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан: - соблюдать требования законодательства и международных договоров Кыргызской Республики; - проверять достоверность подготавливаемых материалов и сообщений, а также предоставлять объективную информацию; - удовлетворять просьбы лиц, представивших информацию, об указании их авторства; - придерживаться принципа презумпции невиновности; - уважать права и свободы, честь и достоинство личности. Журналист не может использовать профессиональную информацию в личных целях, публиковать факты о частной жизни физического лица, а также использовать аудио- и видеозаписывающие устройства без согласия источника информации или автора. Журналист несет также иные обязанности, предусмотренные законодательством. 6.5. Профессиональные права, честь и достоинство журналиста охраняются законом. Журналист при исполнении профессиональных обязанностей пользуется гарантией неприкосновенности личности. Преследование журналиста за публикацию критических материалов не допускается. Государство гарантирует журналисту свободное получение и распространение информации, обеспечивает его защиту при осуществлении им профессиональной деятельности. Запрещается вмешательство в профессиональную деятельность журналиста, требование от него каких-либо сведений, полученных при исполнении профессиональных обязанностей. Должностные лица государственных органов, органов самоуправления граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций несут ответственность за: - осуществление цензуры; - воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста; - необоснованный отказ в аккредитации или неоправданное прекращение аккредитации; - оказание давления на журналиста, вмешательство в его профессиональную деятельность; - незаконное изъятие материалов и необходимых технических средств журналиста; - предоставление недостоверной и необъективной информации журналисту. Нарушение прав журналиста, установленных Законом, оскорбление его чести и достоинства, угроза, насилие или посягательство на жизнь, здоровье и имущество журналиста в связи с осуществлением им профессиональной деятельности влекут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Журналист несет ответственность за достоверность подготавливаемых и распространяемых им сообщений и материалов в соответствии с законодательством. Журналист не несет ответственность за распространение информации, которая содержится в официальных сообщениях. (Закон Кыргызской Республики «О защите профессиональной деятельности журналиста» от 5 декабря 1997 года N 88)
7. Ответственность аккредитованных средств массовой информации 7.1. Аккредитованные средства массовой информации и/или их представители осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 7.2. Аккредитованные средства массовой информации и/или их представители обязаны: - соблюдать общепризнанные нормы журналистской этики; - объективно информировать читателей, телезрителей и радиослушателей о работе избирательных комиссий; - не использовать свои права на распространение информации с целью опорочить честь и достоинство членов избирательных комиссий; - при проведении предвыборной агитации не злоупотреблять свободой средств массовой информации; - не допускать публикации, основанные на заведомо ложных сведениях и наносящие ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидатов, включенных в список кандидатов, политических партий и иных участников выборов. Средства массовой информации, допустившие такие публикации, по требованию кандидата, политической партии обязаны опубликовать опровержение или дать разъяснение на статью или выступление не соответствующие действительности или искажающие ее в соответствии с действующим законодательством. 7.3. В случае нарушения средствами массовой информации и/или их представителями требований законодательства Кыргызской Республики Центральная избирательная комиссия вправе отозвать аккредитацию средства массовой информации и/или их представителей. 7.4. Аккредитация средства массовой информации и/или их представителя может быть отозвана: - при увольнении представителя средства массовой информации из редакции (в этом случае редакция вправе аккредитовать другого представителя); - при прекращении или приостановлении деятельности средства массовой информации; - в случае нарушения требований законодательства Кыргызской Республики и настоящего Положения. 7.5. Центральная избирательная комиссия вправе отозвать аккредитацию всех представителей отдельного средства массовой информации в случае нарушения ими законодательства Кыргызской Республики и требований настоящего Положения. 7.6. Решение об отзыве аккредитации принимает Центральная избирательная комиссия. Решение должно быть мотивированным, письменно оформленным, содержать ссылки на действующее законодательство Кыргызской Республики. |
Просмотров: (1535) |